Иисус Христос супер-звезда, рок-опера в театре Моссовета - отзывы и мнения зрителей и экспертов
Введение
За две тысячи лет христианство стало не только самой распространенной на планете религией со всеми причитающимися канонами, но и прочно вошло в плоть и кровь искусства, нравов людей, принадлежащих к разным культурам и этносам. Порой проявлялось это и в самых причудливых формах, иногда даже в виде моды. Евангельские сюжеты веками вдохновляли поэтов, художников. Не стала исключением и музыка. Созданная еще в далеком 1970 году композитором Эндрю Ллойдом Уэббером и драматургом Тимом Райсом рок-опера “Иисус Христос - суперзвезда” повлияла на мировоззрение не одного поколения. В Советском Союзе она стала частью так называемого “религиозного возрождения”, подтолкнув в сторону веры значительную часть интеллигенции, как правило, скептически настроенной к религии. В наши дни это произведение, давным-давно ставшее классикой, все так же не сходит с театральных подмостков. Как и в дни своего первого появления на публике, рок-опера по-прежнему вызывает брожение умов и бурные дискуссии. Этот небольшой опрос поможет читателям пережить заново полную драматических коллизий историю Иисуса из Назарета, осмысленную в категориях рок музыки.
Слышали ли Вы (и слушали ли) о рок опере Jesus Christ - superstar? Когда это было, при каких обстоятельствах? Повлияло ли это как-то на мировоззрение? Произведение Вэббера - это скорее культурное или религиозное явление? Известно, что Папа Римский в свое время благословил рок-оперу, а также, что она повлияла на пробуждение интереса к религии во времена советского атеизма. Насколько рок-опера “Иисус Христос - суперзвезда” актуальна в наше время, когда произошел разлом культур на русскую и западную? Или это общечеловеческая ценность? Стали бы рекомендовать ее своим детям, и продолжаете ли слушать сейчас?
Рок-опера “Иисус Христос - суперзвезда: отзывы экспертов и зрителей
“Рок-опера “Иисус Христос суперзвезда” - это нечто особенное! Религиозная история переплелась с современной культурой через язык рок-музыки. И знаете, получилось очень мощно и цепляюще.
Опера затрагивает извечные человеческие вопросы - веру, предательство, жертвенность. Но больше всего впечатляет образ Иуды и его разговоры с Иисусом на глубокие философские темы. Заставляет задуматься.
Самое главное - в этой рок-опере живая, искренняя вера и поиск истины, никаких догм. Язык искусства здесь универсален, преодолевает культурные границы. Опера учит не замыкаться на одной религии, а думать о высших ценностях бытия. Кстати, первый раз я смотрел этот спектакль еще в 1990/91 году - в тот самый трагический период распада СССР. А буквально на днях пересмотрел снова, спустя 33 года. Считаю, что артисты театра Моссовета потрясающе передали драматизм этой рок-оперы. Рекомендую всем ценителям искусства!”, - говорит Королев Юрий Евгеньевич, Председатель девелоперской группы “КМД Девелопмент”.
“Хотела бы начать с того, что у культуры нет национальности. Каждый может выбирать для себя именно то, что ему нравится. Лично я была на опере два раза с разными составами в театре Моссовета. Первый раз не совсем понравилось, а со второго раза прониклась. И если бы меня спросили пойду ли я ещё раз, я бы ответила: да”.
“В первую очередь, это не религиозное представление, а культурное. Если бы было религиозное, то скорее всего можно было бы посетить только в церквях или религиозных местах. Опера “Иисус Христос - суперзвезда”, в первую очередь для людей, которые вообще далеки от религии, чтобы ввести их немного в исторический курс дела. Но всё это обыграно актерами на современный лад в виде рок-звезд. Это тоже самое, когда в книгах написано одно, а на экранах в кинотеатре мы видим немного искаженную реальность, но главное, чтобы было ярко, интересно и донесена суть до зрителя.
Я считаю, что опера актуальна и по сей день, потому что всё, что связано с культурой, музыкой - это искусство, а искусство не имеет отношения ни ко времени, ни к политике, ни к экономике. Однозначно бы сходила ещё раз, порекомендовала друзьям и знакомым. А также бы сводила детей, но уже в школьном возрасте. Для маленьких ещё будет не совсем понятно, да и по времени высидеть сложно достаточно будет”, - сказала доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Дмитриева.
Рок-опера “Иисус Христос - суперзвезда” авторов Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса остаётся одним из наиболее примечательных, и в то же время спорных произведений в истории музыкального театра. Это произведение, безусловно, можно рассматривать как культурное явление, воплощающее в себе элементы современной музыкальной культуры и массового шоу-бизнеса, что и представлено в опере через образы и диалоги.
“С точки зрения религиозного контекста, “Иисус Христос - суперзвезда” не претендует на строгое следование евангельским текстам, что вызывает различные интерпретации среди верующих и церковных деятелей. Однако, как отмечено многими, в том числе и папой Римским, рок-опера играла значительную роль в популяризации христианских идей, особенно в условиях советского атеизма. Актуальность этого произведения в современном мире, где наблюдается разделение на “русскую” и “западную” культуры, остается высокой. Рок-опера затрагивает универсальные человеческие ценности и конфликты, темы, такие как предательство, вера, мученичество, что делает ее восприятие возможным в любой культурной среде. Лично я рекомендовал бы это произведение для изучения молодежью. Это прекрасная возможность через призму современной музыки и театрального искусства осмыслить вечные вопросы человечества, что является истинной задачей искусства”, - отметил доктор делового администрирования (MBA/DBA) Роман Синицын.
“На первый вопрос отвечу так, что я слышал про оперу, а потом еще и сам сходил на нее в театр Моссовета - мне нравятся все произведения Уэббера, включая и “Призрак оперы”. “Иисус суперзвезда” - это одна из величайших рок-опер, которые проводят аналогию религии с современным шоу-бизнесом. Сама опера является скорее культурным явлением, чем религиозным. Там некоторые диалоги и само повествование очень искажено и не передает содержание Евангелия в целом, то есть это больше вымысел: события переплетаются, а персонажи - это всего лишь культурная трактовка. На мировоззрение это повлияло так, что ты посмотрел рок-оперу, и возникли именно аналогии с шоу-бизнесом.”
Ирод называет Иисуса “хитом”. “Супер звездой” его называет Иуда, который видит всю правду, и он считает Иисуса человеком, которого просто превознесла толпа. Фарисеи в подсознании как аналогия с “критиками”, которые оценивают произведения в негативном ключе. Я не думаю, что разлом культур настолько большой. Недавно я разместил у себя на страничке исполнение знаменитого оперного певца Ивана Ожогина, его арию “Моя прекрасная леди” на русском языке. Так его начал расхваливать Джаред Лето, и много американцев лайки поставили. Папа Римский благословил произведение, ибо таким образом шла популяризация религии в целом. Он считал, что христиан среди поклонников станет больше, и он, по сути, был прав, так как таким образом религию несли в массы, которые страдали в советские годы атеизмом. Общечеловеческая ценность в том, что рок-опера поднимает те ценности, которые присущи людям: “зависть” “тщеславие”, “идти на поводу у толпы” - об этом, кстати, Ему говорил Иуда как персонаж. Иногда так кажется, что Иуда там единственный благоразумный персонаж, который не боится говорить правду в лицо Христу. Конечно, я бы стал рекомендовать это произведение своим детям. Оно очень актуально, затрагивает темы, которые присущи всем людям и шоу-бизнесу в целом. Первый раз арию Иисуса Христа исполнял солист группы Deep Purple. “На это стоит сходить”, - поделился своим мнением Бавыкин Евгений Александрович, актер, режиссер, обладатель премии имени Шукшина за роль второго плана.
“Хотя рок-оперу мне в первый раз довелось услышать еще в пионерском возрасте, но какого-то сильного религиозного влияния она поначалу не оказала. Да и мудрено было. Хотя бы потому, что инглиш в школе мы учили так - лишь бы преподаватели отцепились. Это был лишь очередной “забойный” образчик качественной зарубежной эстрады, контрабандой ввезенный в СССР, в частности, на кассетах. Сильной стороной выступало то, что там пел Ян Гиллан - солист культовой для каждого советского подростка группы Deep Purple, по возвращении из школы первым делом срывавшего с шеи пионерский галстук и врубавшего магнитофон на всю катушку с запретным “тяжелым роком”. Проникновение в смысл началось позже, ближе к концу “безбожного совка”, когда началось повсеместное “богоискательство” или, вернее, появилась мода на религию. Вот на этот раз рок-опера уже стала культурным шоком. Благодаря Эндрю Уэбберу и Тиму Райсу я увидел другого - не покрытого толстым слоем сусального золота, а живого Христа, черты которого под воздействием силы музыки начали проступать через застывшие иконописные образы. Такого же человека, как и все мы, хотя и жившего две тысяч лет назад.
К слову говоря, переложение Евангелия на современный лад Уэббером пришлось на бурную эпоху хиппи, что оказалось созвучным многим евангельским истинам. Но пока в Америке рубежа шестидесятых- семидесятых молодежь бунтовала против буржуазного строя, в отгородившемся от всего мира “железным частоколом” СССР, посреди затхлого брежневского застоя уже начинали пробиваться зеленые ростки религиозной свободы. С началом “Перестройки” неожиданно обнаружившаяся в широких массах тяга к религии, вместо присущего диссидентам индивидуального философского поиска приобрела иной оттенок. И не всегда здоровый, поскольку эта тяга носила скорее показной, демонстративный характер. Когда в 1988 году партийными бонзами, десятилетиями боровшимися с религией, было официально “благословлено” празднование 1000-летия крещения Руси, храмы оказались переполнены бывшими комсомольцами, коммунистами, обывателями и просто любопытствующими. Религиозный ренессанс пошел в сторону формального соблюдения церковных правил. Людям, годами воспитывавшимся на железной партийной дисциплине, это зачастую казалось главной “солью” новой веры, пришедшей на смену отправленному на свалку истории “единственно верному учению”.
Сила творения Уэббера в том, что он открыл людям Иисуса как человека, разбив привычные постулаты. Чего стоит хотя бы гиллановская партия в Гефсиманском саду, где борясь с искушениями и предвидя неизбежную казнь, Иисус терзается сомнениями и спрашивает: “зачем все это, почему он должен испить эту горькую чашу?” Небеса безмолвствуют. Друзья спят тяжелым сном. Чувство одиночества, заброшенности Богом и людьми, порой столь знакомое каждому, является ключевой в этой партии. Рок-опера, повлиявшая на мировоззрение нескольких поколений (в том числе, находившихся за железным занавесом) и в наше время продолжает взывать к самым глубоким человеческим чувствам. Не только благодаря сакральному сюжету, но и таланту композитора, текстам, исполнению ведущими музыкантами своего времени.
Лично для меня стало духовной потребностью непременно прокручивать виниловую пластинку “суперстар” в Страстную пятницу, когда переживания, связанные с центральным событием христианской веры, достигают эмоциональной кульминации. “Это глубоко ранящее душу произведение заставляет задуматься о том, какая роль отведена каждому из нас в разворачивающейся на сцене потрясающей богочеловеческой мистерии, произошедшей две тысячи лет назад. И при этом, не потерявшей актуальности и в наши дни”, - сказал Андрей Хлопков, клавишник, композитор.
Рок-опера как музыкальное осмысление евангельской истории
Следует считать рок-оперу вершиной музыкального осмысления евангельской истории, или что-то можно было развить, добавить в наше время?
“Сейчас забываются многие вечные ценности, и мы тут и там продаем душу дьяволу и порой сами выступаем как иуды-предатели. Именно поэтому я решила в своем творчестве вновь затронуть тему Сына Божия, написать продолжение оперы о Нем. Тема предательства стара как мир. Иуда просто слабый и беспринципный человек, а таких, к сожалению, много. Он не понимает смысла дружбы и добра, ему неведомо понятие самопожертвования. Иисусу просто не повезло, что в его окружении появился такой беспринципный человек. Мораль вечная, как мир — борьба добра и зла. Сын Божий хочет спасти мир, но и нам, людям, надо тоже стараться по мере своих возможностей сделать этот мир лучше, и начать нужно хотя бы с самих себя. Слышала рок-оперу, и она мне очень понравилась. Мы с мужем приобрели пластинку с этим произведением и послушали - было это лет 10 назад. Первое впечатление было потрясающим - настолько я была поражена красотой и проникновенностью музыки. В целом, данное произведение так повлияло на мое мировоззрение, что я стала чаще ходить в церковь. Произведение Уэббера и культурное, и религиозное явление. Даже во времена советского атеизма данная опера вдохновляла и заставляла верить в Бога. Это произведение искусства выше границ и разломов культур на русскую и западную, так как ценности , которые оно несет - все человеческие и духовные. Опера, хотя и написанная в далеком 1970 году, не устаревает и не устареет никогда”, - сказала композитор, поэтесса Екатерина Федореева.
“Иисус Христос - суперзвезда” - самая любимая рок-опера. Я многое люблю у Э. Ллойда Уэббера, но ни одну рок-оперу я не пересматривала столько раз с разным актерским составом, как эту. В 1999 году посетила постановку в театре Моссовета. Конечно, нельзя говорить, что это религиозная интерпретация Евангелия. Можно вспомнить, что роль Иуды в экранизации исполнял чернокожий артист Карл Андерсон, и, разумеется, сюжет Евангелия был трактован иначе, чем это делает официальная церковь. Но в целом, я бы не сказала, что творение Уэббера и Тима Райса сильно искажает евангельский текст. Скорее, рок-опера опирается на то понимание Нового Завета, которое господствует в западной культуре. Иисус представлен здесь как человек, а не Бог, как это понимается в православии”, - сказала Юлия Шувалова, историк, писатель, член Российского общества “Знание”.
Заключение
Спектакль Театра Моссовета “Иисус Христос - суперзвезда”, ставший первой постановкой прославленной рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса в России, в 2024 году отмечает свое 34-летие.
Спектакль, на котором выросло не одно поколение зрителей, пройдет в эксклюзивном формате: на сцену выйдут все составы исполнителей, играющие сегодня в этой постановке. Среди них - участники первых премьерных спектаклей и те, кто по возрасту младше моссоветовской версии рок-оперы.
Спектакль «Иисус Христос - суперзвезда» в театре им. Моссовета - уникальное и захватывающая постановка, которая задействует элементы рок-оперы и традиционного русского театра. Это представление - результат свободного и творческого перевода либретто на русский язык, а также развития драматургических линий и создания новой музыкальной редакции.
Продолжительность спектакля “Иисус Христос - суперзвезда” в театре Моссовета - 2 часа 30 минут с антрактом.