Написать нам
ТотДомЖурналАрхитектураОсобенности архитектурных стилей: путешествие сквозь века
09.09.2024
12 мин.
187
0
0
0

Особенности архитектурных стилей: путешествие сквозь века

Особенности архитектурных стилей: путешествие сквозь века
Анастасия Мартынова

Архитектура – это не только строительство зданий, это отражение эпохи, стиля жизни, идей и вкусов. В каждом стиле заложены свои особенности, форма, декор и материалы, которые отражают дух своего времени. В этой статье редакция журнала «ТотДом» совместно с членом Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест при ЮНЕСКО, автором книг, лекций, искусствоведом и историком Анастасией Мартыновой, попыталась проследить все виды архитектуры, её эволюцию на протяжении многовековой истории, а также некоторые стили и направления в архитектуре.

Оглавление
  1. Как определить архитектурный стиль здания и жанры архитектуры?
  2. Основные архитектурные стили и их особенности
    1. Древняя архитектура: зарождение форм
      1. Древнеегипетская архитектура (3000 – 30 гг. до н.э.)
      2. Месопотамская архитектура (4000 – 500 гг. до н.э.)
      3. Древнегреческая архитектура (VIII в. до н.э. – I в. н.э.)
      4. Древнеримская архитектура (VI в. до н.э. – V в. н.э.)
    2. Средневековье: от романского стиля до готики
      1. Романская архитектура (XI – XII вв.)
      2. Готическая архитектура (XII – XVI вв.)
    3. Ренессанс: возрождение античных идеалов
      1. Ренессансная архитектура (XV – XVII вв.)
    4. Барокко: театральность и динамизм
      1. Барокко (XVII – XVIII вв.)
    5. Классицизм: разум и гармония
    6. Романтизм: чувства и фантазия
      1. Романтическая архитектура (конец XVIII – XIX вв.)
    7. Модерн: новый век, новые формы
      1. Модерн (конец XIX – начало XX в.)
    8. XX век: эксперименты и разнообразие
      1. Ар-деко (1920-е – 1930-е гг.)
      2. Брутализм (1950-е – 1970-е гг.)
      3. Постмодернизм (с 1970-х гг.)
Историк, искусствовед Анастасия Мартынова (фото предоставлено экспертом)
Историк, искусствовед Анастасия Мартынова (фото предоставлено экспертом)

Как определить архитектурный стиль здания и жанры архитектуры?

Чтобы определить архитектурный стиль здания, нужно обратить внимание на несколько ключевых особенностей:

  • Форма здания

Округлые формы, прямоугольные пропорции, вытянутые вертикали, купола, башни, арки, пилястры – всё это дает важные подсказки.

  • Декор

Лепка, резьба, мозаика, фрески, оконные проёмы, карнизы, балюстрады – декоративные элементы могут говорить о стиле и эпохе здания.

  • Материалы

Камень, кирпич, дерево, металл, стекло – каждый материал имеет свою характерную текстуру и цвет, что также помогает определить основной стиль здания.

  • Функция здания

Жилой дом, дворец, церковь, театр, бизнес-центр – здания сами дают подсказку о стиле.

Основные архитектурные стили и их особенности

Архитектура – это отражение культуры, истории и эстетических предпочтений эпохи. Разные стили, возникшие в различные периоды, несут в себе уникальные черты, которые позволяют нам погрузиться в прошлое и понять, как люди жили, думали и творили.

Древняя архитектура: зарождение форм

Древнеегипетская архитектура (3000 – 30 гг. до н.э.)

Большой храм Амона-Ра, Карнак (Египет). Вид с воздуха (фото: Werner Forman / Universal Images Group / Getty Images)
Большой храм Амона-Ра, Карнак (Египет). Вид с воздуха (фото: Werner Forman / Universal Images Group / Getty Images)

Ключевые особенности: монументальность, масштабность, использование камня, иероглифическая символика, пирамиды, храмы.

Примеры: пирамида Хеопса в Гизе, Карнакский храм, храм Луксора.

Особенности:

  • Масштаб

Древнеегипетские сооружения поражают своим гигантским масштабом.

  • Материалы

Основным строительным материалом был камень, который добывали в карьерах.

  • Символика

Вся архитектура пронизана глубоким религиозным смыслом, выраженным в иероглифах, изображениях богов и мифологических сюжетах.

  • Функция

Пирамиды служили усыпальницами для фараонов, храмы – центрами религиозной жизни.

Месопотамская архитектура (4000 – 500 гг. до н.э.)

Висячие Сады Семирамиды (фото из Я. Дзен)
Висячие Сады Семирамиды (фото из Я. Дзен)

Ключевые особенности: кирпичная кладка, зиккураты, рельефная декорация, использование глины и дерева, дворцы, храмы.

Примеры: Зиккурат в Уре, Храм Иштар в Вавилоне.

Особенности:

  • Материалы

Из-за отсутствия камня основным строительным материалом стал кирпич-сырец.

  • Архитектурные формы

Зиккураты – многоступенчатые башни, служившие храмами и святынями.

  • Декор

Рельефы и орнаменты украшали фасады зданий и рассказывали о подвигах правителей и богов.

Древнегреческая архитектура (VIII в. до н.э. – I в. н.э.)

Парфенон (фото: Pinterest)
Парфенон (фото: Pinterest)

Ключевые особенности: использование мрамора, колонны, ордера (дорический, ионический, коринфский), храмы, амфитеатры, театры.

Примеры: Парфенон в Афинах, храм Зевса в Олимпии, театр Диониса в Афинах.

Особенности:

  • Ордера

Три основных ордера (дорический, ионический, коринфский) определяли форму колонн, капителей и фризов.

  • Совершенство пропорций

Греки старались создать идеальные пропорции, гармонию и красоту.

  • Функции

Храмы служили для поклонения богам, амфитеатры – для проведения зрелищных игр, театры – для драматических представлений.

Древнеримская архитектура (VI в. до н.э. – V в. н.э.)

Колизей (фото: Phant / Shutterstock)
Колизей (фото: Phant / Shutterstock)

Ключевые особенности: арки, своды, купола, использование бетона, термы, амфитеатры, акведуки, триумфальные арки, мосты.

Примеры: Колизей в Риме, Пантеон в Риме, Римские акведуки, Термы Каракаллы.

Особенности:

  • Новые строительные материалы

Римляне изобрели «бетон», который позволил строить монументальные сооружения.

  • Арки и своды

Использование арок и сводов позволило создавать большие пространства, более устойчивые к нагрузкам.

  • Функции

Термы служили общественными банями, амфитеатры – для гладиаторских боев, акведуки – для транспортировки воды.

Средневековье: от романского стиля до готики

Романская архитектура (XI – XII вв.)

Алькáсар – дворец и крепость испанских королей в исторической части города Сеговия (фото: Трипстер)
Алькáсар – дворец и крепость испанских королей в исторической части города Сеговия (фото: Трипстер)

Ключевые особенности: толстые стены, округлые арки, массивные колонны, малая освещённость, крестово-купольные перекрытия, крепостные замки, кафедральные соборы.

Примеры: здание Собора Святого Стефана в Венгрии, Собор Святого Михаила в Льеже, замки Шамбор и Эмбер.

Особенности:

  • Монументальность

Романские сооружения характеризуются массивностью, крепкими стенами.

  • Округлые арки

Романская арка отличается полукруглым сводом.

  • Простые орнаменты

Основная черта - декоративные элементы отличаются лаконичностью и геометричностью.

Готическая архитектура (XII – XVI вв.)

Нотр-Дам де Пари (фото: Я. Дзен)
Нотр-Дам де Пари (фото: Я. Дзен)

Ключевые особенности: высокие стрельчатые арки, острые своды, массивные контрфорсы, розетки, витражи, высокие башни, кафедральные соборы.

Примеры: Собор Notre-Dame в Париже, Собор Святого Вита в Праге, Кёльнский собор.

Особенности:

  • Вертикальность

Готические сооружения стремятся ввысь, подчеркивая стремление к божественному.

  • Светопроницаемость

Использование витражей и огромных окон создаёт внутреннее пространство, заполненное светом.

  • Стрельчатые арки

Стрельчатые арки и острые своды дают возможность создавать более высокие потолки и объёмы.

  • Контрфорсы

Массивные контрфорсы поддерживают стену и делают её более устойчивой.

  • Розетки

Большие круговые розетки украшают фасады и символизируют божественную мудрость и совершенство.

  • Витражи

Витражи не только украшают храмы, но и рассказывают библейские истории и символизируют духовную красоту.

  • Башни

Высокие башни являются доминантой готических сооружений и символизируют стремление к небесам.

  • Функция

Готические соборы были главными центрами религиозной жизни и отражали мощь и великолепие христианской церкви.

Ренессанс: возрождение античных идеалов

Ренессансная архитектура (XV – XVII вв.)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) – кафедральный собор во Флоренции. Архитекторы: Филиппо Брунеллески, Джотто ди Бондоне (фото: artyhomes.ru)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) – кафедральный собор во Флоренции. Архитекторы: Филиппо Брунеллески, Джотто ди Бондоне (фото: artyhomes.ru)

Ключевые особенности: использование классических ордеров, симметричные фасады, купола, аркады, дворцы, виллы, театры.

Примеры: Палаццо Веккьо во Флоренции, Собор Святого Петра в Риме, Вилла Ротонда, Театр Олимпико.

Особенности:

  • Классические ордера

Ренессанс вновь обращается к античным ордерам (дорический, ионический, коринфский).

  • Гармония и пропорции

Ренессансные архитекторы стремились к созданию идеальных пропорций и гармонии в архитектурных композициях.

  • Симметрия

Симметрия является одним из основных принципов ренессансной архитектуры, что отражает стремление к порядку и рациональности.

  • Купола

Купола становятся характерным элементом ренессансной архитектуры и символизируют божественное совершенство.

  • Дворцы и виллы

Ренессанс дал толчок к развитию дворцовой архитектуры и строительству вилл за городом.

  • Функции

Ренессансная архитектура отражала перемены в обществе и культуре, восстанавливая интерес к античным идеалам и создавая новые формы жилищ, храмов и общественных зданий.

Барокко: театральность и динамизм

Барокко (XVII – XVIII вв.)

Екатерининский дворец (фото: Aleks G/ wikipedia.org)
Екатерининский дворец (фото: Aleks G/ wikipedia.org)

Ключевые особенности: динамичные линии, использование светлых и тёмных тонов, изогнутые фасады, купола, лестницы, фонтаны, дворцы, церкви.

Примеры: Собор Святого Петра в Риме, Версальский дворец во Франции, Шартрский собор во Франции, Фонтан Треви в Риме.

Особенности:

  • Театральность

Барокко стремится к театральности и эффектности, используя динамические линии, контраст света и тени, изогнутые формы.

  • Иллюзия

Барокко использует оптические иллюзии, чтобы создавать ощущение движения и необычности в пространстве.

  • Декоративность

Барокко отличается богатой декоративностью, используя резьбу, лепку, мозаику, позолоту и другие декоративные элементы.

  • Купола

Купола являются важным элементом барокко, создавая ощущение возвышенности и божественной мощи.

  • Функции

Барокко отражало величие и мощь абсолютных монархий и католической церкви.

  • Памятники

Барокко отличалось большим количеством памятников, фонтанов и скульптур, которые украшали города и прославляли монархов и героев.

Кстати, можно сказать, что рококо – это перерождение роскошного барокко в более изящной и причудливой форме. Декоративный орнамент в приглушённой цветовой гамме, витиеватые линии, перламутр и милые купидоны – всё это характеризует рококо.

Классицизм: разум и гармония

Казанский собор в г. Санкт-Петербурге (фото: A.Savin/ wikipedia.org)
Казанский собор в г. Санкт-Петербурге (фото: A.Savin/ wikipedia.org)

Ключевые особенности: строгие формы, использование классических ордеров, симметрия, гармония пропорций, сдержанная декоративность, дворцы, театры, общественные здания.

Примеры: Версальский дворец во Франции, Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Памятник Петру I в Санкт-Петербурге, Большой театр в Москве.

Особенности:

  • Рациональность

Классицизм отражает стремление к разуму, гармонии и порядку.

  • Идеальные пропорции

Классические ордера используются для создания идеальных пропорций и гармоничных композиций.

  • Симметрия

Симметрия является одним из основных принципов классицизма.

  • Сдержанная декоративность

Классицизм отличается сдержанной декоративностью, используя элементы античного искусства, но в более умеренных формах.

  • Функции

Классицизм использовался для создания дворцов, театров, общественных зданий, которые отражали величие и мощь государства и прославляли его героев.

  • Памятники

Классицизм отличается множеством памятников и скульптур, которые украшали города и отражали идеалы просвещения и патриотизма.

Романтизм: чувства и фантазия

Романтическая архитектура (конец XVIII – XIX вв.)

Замок Нойшванштайн в Германии (фото: Jeff Wilcox/ wikipedia.org)
Замок Нойшванштайн в Германии (фото: Jeff Wilcox/ wikipedia.org)

Ключевые особенности: нерегулярные планы, использование средневековых мотивов, неоготика, неоренессанс, использование натуральных материалов, загородные дома, замки, церкви.

Примеры: Замок Нойшванштайн в Германии, Замок Пелеш в Румынии, Собор Святого Семейства в Барселоне, Дом писателя в Ясной Поляне.

Особенности:

  • Чувственность

Романтическая архитектура отражает стремление к выражению чувств и фантазии.

  • Использование средневековых мотивов

Романтизм возрождает интерес к средневековью, используя элементы готической архитектуры.

  • Неоготика и неоренессанс

Появляются новые стили, которые основаны на имитации готики и ренессанса, но с привнесением новых элементов.

  • Натуральные материалы

Романтическая архитектура отличается использованием натуральных материалов, таких как камень, дерево, кирпич.

  • Функции

Романтическая архитектура создавала загородные дома, замки, церкви, которые отражали стремление к красоте природы и к созданию атмосферы романтики и тайны.

Модерн: новый век, новые формы

Здание АО «Отсо» на площади Красного колодца г. Выборга (иллюстрация из авторских лекций А. Мартыновой: t.me/martynoborg)
Здание АО «Отсо» на площади Красного колодца г. Выборга (иллюстрация из авторских лекций А. Мартыновой: t.me/martynoborg)

Модерн (конец XIX – начало XX в.)

Ключевые особенности: плавные линии, использование новых материалов, стекло, металл, бетон, функциональность, отказ от декора, использование натуральных форм, жилые дома, общественные здания, театры.

Примеры: Дом Торнтона в Чикаго, Дом Мельникова в Москве, Театр Шаушпильхаус в Берлине, Дом Гауди в Барселоне.

Особенности:

  • Функциональность

Модерн ставит функциональность на первое место.

  • Новые материалы

Модерн использует новые материалы, такие как стекло, металл, бетон, чтобы создать новые формы и конструкции.

  • Плавные линии

Модерн отличается плавными линиями и использованием натуральных форм из природы, мира растений, животных.

  • Отказ от декора

Модерн стремится к минимизации декора и использует простые формы и материалы.

  • Функции

Модерн создавал жилые дома, общественные здания, театры, которые отражали стремление к функциональности и красоте современной жизни.

Анастасия Мартынова: «В фасадах здания АО «Отсо», построенного около площади Красного колодца в Выборге, виден лёгкий и независимый стиль архитектора Аллана Шульмана. Цоколь построен из красного, гладко отполированного гранита. Из этого же гранита высечены обрамления сводчатых входов в парадные и арка. Первый этаж отличается своими огромными витринами, окна на фасадах расположены с большим вкусом. Уже при входе в здание особое впечатление создаёт каменная сводчатая конструкция и широкая лестница. Ступени выполнены с применением мозаики. До 1915 года Аллан Шульман был не только частным архитектором, к его услугам обращалось и государственное строительное управление, а 16 мая 1915 года его назначили губернским архитектором. Аллан Шульман служил на этой должности до своего выхода на пенсию».

XX век: эксперименты и разнообразие

Здание МГУ, стиль – сталинский ампир (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Здание МГУ, стиль – сталинский ампир (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Главный павильон ВДНХ, детали. Cтиль – сталинский ампир (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Главный павильон ВДНХ, детали. Cтиль – сталинский ампир (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Водонапорная башня, построенная в 1930 году по проекту архитектора Вяйнё (Вайно) Кейнянена в г. Выборге. Стиль – функционализм (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Водонапорная башня, построенная в 1930 году по проекту архитектора Вяйнё (Вайно) Кейнянена в г. Выборге. Стиль – функционализм (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)

«...Большинство моих опытов по дереву я совершал без определённой цели, просто как развлечение; в некоторых случаях, спустя много времени они так и не находили практического применения... Мне всегда хотелось создавать различные формы из дерева, линии которых были бы высвобождены из привычного вида для создания новых объёмов и конфигураций...»

Архитектор Алвар Аалто

Библиотека Алвара Аалто в г. Выборге. Стиль – модернизм, функционализм (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Библиотека Алвара Аалто в г. Выборге. Стиль – модернизм, функционализм (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Вход в детский абонемент Библиотеки Алвара Аалто в г. Выборге. Стиль – модернизм, функционализм (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Вход в детский абонемент Библиотеки Алвара Аалто в г. Выборге. Стиль – модернизм, функционализм (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Лекционный зал с деревянным, волнистым акустическим потолком Библиотеки Алвара Аалто в г. Выборге (фото: rollpandus.ru)
Лекционный зал с деревянным, волнистым акустическим потолком Библиотеки Алвара Аалто в г. Выборге (фото: rollpandus.ru)
Лекционный зал с деревянным, волнистым акустическим потолком Библиотеки Алвара Аалто в г. Выборге (фото: archpole.ru)
Лекционный зал с деревянным, волнистым акустическим потолком Библиотеки Алвара Аалто в г. Выборге (фото: archpole.ru)
Абонемент с зенитными фонарями на крыше Библиотеки Алвара Аалто в г. Выборге (фото: archpole.ru)
Абонемент с зенитными фонарями на крыше Библиотеки Алвара Аалто в г. Выборге (фото: archpole.ru)
Библиотека Алвара Аалто в г. Выборге. Детали (фото: А. Андреев)
Библиотека Алвара Аалто в г. Выборге. Детали (фото: А. Андреев)

Ключевые особенности: геометрические формы, использование стали, бетона, стекла, функциональность, простота, отказ от декора, фабрики, жилые дома, общественные здания.

Примеры: Завод «Красный Октябрь» в Москве, Дом Наркомфина в Москве, Дворец культуры имени Зуева в Москве.

Особенности:

  • Функциональность

Конструктивизм ставил функциональность на первое место.

  • Новые материалы

Конструктивизм использовал новые материалы, такие как сталь, бетон, стекло, чтобы создавать новые формы и конструкции.

  • Геометрические формы

Конструктивизм отличался использованием простых геометрических форм, таких как кубы, цилиндры, пирамиды.

  • Отказ от декора

Конструктивизм стремился к минимизации декора.

  • Функции

Конструктивизм создавал фабрики, жилые дома, общественные здания, которые отражали стремление к функциональности и красоте современной жизни.

  • Идеалы

Конструктивизм отражал идеалы революции и строительства нового общества.

Анастасия Мартынова: «Аалто» в переводе с финского языка – волна. В 1927 году архитектор Алвар Аалто создаёт проект библиотеки в Выборге – один из самых известных объектов архитектора. В этом проекте архитектор впервые также разрабатывает дизайн помещений и мебели. При проектировании здания Аалто создавал «идеальное пространство», в котором было продумано всё: от мелочей декора до освещения в разное время суток. Его часто называют «архитектором библиотек», и это не случайно: Аалто – автор двенадцати реализованных и около десяти неосуществлённых библиотечных проектов.

Первая библиотека, возведённая им в 1935 году в Выборге, навсегда стала образцом функционализма. Удивительный интерьер с подвесной волнистой конструкцией потолка и рядами забавных трёхногих табуретов словно море и крабы. Придерживаясь принципа создания открытого пространства, он проектировал библиотечные залы с обилием световых фонарей на потолках. Освещение обеспечивается наличием зенитных фонарей – 57 конусообразных отверстий диаметром 1,8 м в потолке. Фонари расположены рядами равномерно над площадью зала. Они имеют плоское двойное остекление. Верхнее освещение наполняет зал мягким бестеневым светом, идеальным для чтения.

Между световыми люками устроена система отопления. Крышу макета будущей выборгской библиотеки находчивые Алвар и его супруга Айно изготовили в мало приспособленных для работы дачных условиях, используя упаковку от яиц. Спроектировав модель здания по сторонам света, они наблюдали за движением и преломлением солнечных лучей в её внутреннем пространстве в разное время суток. Результат оказался убедительным: до наступления сумерек зал библиотеки не нуждался в дополнительной подсветке.

Свету, как главному природному ресурсу севера, Аалто всегда уделял повышенное внимание. В большинстве его проектов именно свет – рассеянный, мягкий, обволакивающий – формирует архитектурное пространство, выявляет пластику конструкций, служит основным средством эмоционального воздействия. Культовый Stool 60 из гнутой берёзы был придуман специально для лекционного зала библиотеки в Выборге – единственного архитектурного проекта Алвара Аалто на территории России. Его, кстати, «копирует» IKEA в дизайне табурета Frosta.

У классической версии табурета четыре детали: круглое сиденье и три L-образные ножки, которые крепятся с помощью винтов. Аалто придумал такую ножку, когда рассматривал свои лыжи. Первый табурет поступил в продажу в 1933 году и выпускается и сейчас в Artek. Но на весь мир табурет прославился, попав в магазин IKEA. Однако их табурет стоит на четырёх ножках и сделан из многослойной гнутой берёзовой фанеры. К слову, позднее у Аалто появилась и модель Е60 c 4-мя ножками, максимально приближенная к дизайну, который мы могли наблюдать в IKEA. Знатоки находят расхождения в дизайне этих двух табуретов, например, в толщине сидения.

Кстати, знаете, как появилась разборная мебель IKEA? Появление такой мебели, предмета гордости создателя IKEA Ингвара Кампрада, стало результатом его случайной встречи с молодым художником по имени Гиллис Лундгрен, ставшего дизайнером большого количества вещей-бестселлеров.

Однажды Гиллис сфотографировал стол, который после следовало упаковать. Неожиданно он пробормотал: «Cколько же он занимает места! Давайте открутим у него ножки и положим их под столешницу». IKEA продаёт свою версию «Фроста» по цене около 10 евро. Оригинал от Artek стоит 200 евро. К слову, название «IKEA» является акронимом, и расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd», то есть это имя и фамилия основателя и название фермы Эльмтарюд в пригороде Агуннарюд, где он родился. Названия товаров появились благодаря дислексии основателя Ингвара Кампрада. Он создал систему, в которой использовались реальные скандинавские слова, имена и географические названия».

Stool 60 & Frosta (иллюстрация из авторских лекций А. Мартыновой: t.me/martynoborg)
Stool 60 & Frosta (иллюстрация из авторских лекций А. Мартыновой: t.me/martynoborg)

Ар-деко (1920-е – 1930-е гг.)

Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке (фото: shutterstock)
Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке (фото: shutterstock)

Ключевые особенности: геометрические формы, использование дорогих материалов, яркие цвета, декоративные элементы, контрасты, небоскрёбы, театры, отели.

Примеры: Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, Радио-сити-мьюзик-холл в Нью-Йорке, Театр «Чарли» в Париже.

Особенности:

  • Эклектика

Ар-деко использует элементы разных стилей: классицизма, модерна, восточного искусства.

  • Геометрические формы

Ар-деко отличается использованием геометрических форм, таких как ромбы, треугольники, круги.

  • Декоративность

Ар-деко отличается богатой декоративностью, использует резьбу, лепку, мозаику, позолоту и другие декоративные элементы.

  • Функции

Ар-деко создавал небоскрёбы, театры, отели, которые отражали величие и мощь нового мира.

  • Роскошь

Ар-деко отличается использованием дорогих материалов, таких как мрамор, дерево, металл, что подчеркивает его роскошь и элегантность.

Брутализм (1950-е – 1970-е гг.)

Ключевые особенности: бетон, грубые формы, отсутствие декора, функциональность, простота, многоэтажные здания, общественные здания.

Примеры: Барбикан Центр в Лондоне, Библиотека в Бирмингеме, Здание Радио Франции в Париже.

Особенности:

  • Бетон

Брутализм отличается использованием бетона в его сыром виде. Сооружение без отделки.

  • Грубые формы

Брутализм использует грубые формы и необработанные поверхности.

  • Функциональность

Брутализм ставил функциональность на первое место.

  • Отсутствие декора

Брутализм отличается отсутствием декоративных элементов.

  • Функции

Брутализм создавал многоэтажные здания, общественные здания, которые отражали идеалы социального прогресса и функциональности.

Постмодернизм (с 1970-х гг.)

Москва-Сити. Стиль – хай-тек (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Москва-Сити. Стиль – хай-тек (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Жилые пятиэтажки на фоне Москва-Сити (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Жилые пятиэтажки на фоне Москва-Сити (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Москва-Сити. Справа – Evolution Tower (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Москва-Сити. Справа – Evolution Tower (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Вид на Лахта Центр (стиль – хай-тек) с КАД (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Вид на Лахта Центр (стиль – хай-тек) с КАД (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)

Ключевые особенности: ирония, эклектика, микс стилей, использование ярких цветов, нестандартные формы, офисные здания, музеи, театры.

Примеры: Центр Помпиду в Париже, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Опера в Сиднее.

Особенности:

  • Ирония

Постмодернизм использует иронию и самоиронию, отказываясь от серьёзных идеалов и концепций.

  • Эклектика

Постмодернизм использует элементы разных стилей, создавая смесь старого и нового.

  • Цвета

Постмодернизм – это яркие цвета и контрасты для создания живого и динамичного впечатления.

  • Функции

Постмодернизм – это офисные здания, музеи, театры, которые отражали стремление к индивидуальности. Архитектура как «игра».

Здание ГУМа, Москва. Псевдорусский стиль (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Здание ГУМа, Москва. Псевдорусский стиль (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, стиль – поздний классицизм (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, стиль – поздний классицизм (фото эксперта Анастасии Мартыновой: vk.com/martynoborg)

Искусствовед Анастасия Мартынова отмечает, что архитектурные стили – это не просто набор форм и материалов, это отражение глубинных изменений в обществе, культуре, технологиях и искусстве. Каждая эпоха и виды архитектурных сооружений оставляли свой отпечаток на архитектурном ландшафте, отражая свои идеалы, ценности, и стремления. От монументальности древних пирамид до стрельчатых арок готики, от гармонии классицизма до яркой эклектики постмодернизма – каждый стиль рассказывает нам уникальную историю. Изучение архитектурных стилей позволяет нам погрузиться в прошлое, понять как люди жили, думали, творили, и какие ценности были им дороги. Это путешествие в мир красоты, творчества и духовных исканий, которое позволяет нам оценить величие и многообразие человеческого духа.

Оцените статью
Нравится 0
Не нравится 0
Комментарии

Уважаемые пользователи!
Данный функционал в разработке и скоро появится на сайте.

Войдите в журнал ТотДом

Вы сможете комментировать статьи и сохранять понравившиеся материалы