Сталинский ампир в архитектуре Москвы
Сталинский ампир был одним из доминирующих архитектурных направлений в Советском Союзе с 30-х по 50-е годы 20 века. Назван он в честь Иосифа Виссарионовича Сталина, который руководил государством в тот период и распоряжался касательно возведения построек в новом на тот момент стиле.
В этой статье вы найдете не только фото сталинского ампира в архитектуре, но и подробное описание особенностей этого направления, выделяющих его среди многообразия мировых строительных стилей.
Оглавление:
1. Краткая история и особенности сталинского ампира в Москве
2.2. Высотка на Красных воротах
2.5. Высотка на Котельнической набережной
Краткая история и особенности сталинского ампира в Москве
Ампир возник во Франции, в начале 19 столетия. Ему характерно создание высоких построек с множеством колонн, а также строгой структурой. Французские архитекторы, в первую очередь, вдохновлялись зданиями времен античной Греции, а также Древнего Рима.
Этот стиль переняли и архитекторы из СССР. Они создавали внушительные монументальные постройки, имевшие строгие пропорции, свойственные классицизму. Вместе с тем здания, построенные при Сталине, включали и элементы других архитектурных стилей, например – готики и барокко. Также источником вдохновения для сталинского ампира послужили огромные Нью-Йоркские небоскребы, возведенные в стиле ар-деко.
Строились монументальные здания по всей территории Советского Союза, однако наиболее явно веяния того периода просматриваются в Москве. После смерти Сталина сменились и веяния в строительстве - уже в 1955 году Хрущев подписал постановление, которым устранял архитектурные излишества – началась эпоха экономичных и простых построек.
Однако проекты домов в сталинском ампире все равно остались в истории, так как сильно запомнились своей помпезностью, монументальностью и устремлением в будущее. Практически все такие постройки имели многочисленные украшения и символы, которые, следуя задумке, отражали достижения Советского строя и настраивали людей на светлое будущее.
В фасадном оформлении использовались мрамор, гранит и бронза. Строительство, как правило, шло по несколько лет и требовало огромных расходов. Часто для экономии к работам привлекались преступники, отбывающие наказание, и военнопленные.
Сталинские высотки
В стиле ампир в Москве построены здания разного характера и предназначения: их насчитывается не одна сотня. Однако, если говорить о наиболее знаковых и знаменитых, сразу же на ум приходят 7 сталинских высоток.
Изначально задумывалось построить 8 уникальных зданий, объединенных в одну концепцию и символизирующих 800 лет Москвы, однако из-за смерти Сталина один проект так и не был воплощен в жизнь из-за стремления к отсутствию излишеств. Примечательно, что все 7 знаковых высоток заложены в один и тот же день, 7 сентября 1947 года, однако, истории у них разные.
Гостиница Ленинградская
Ее высота составляет 136 метров, что делает ее самой низкой из 7 сталинских высоток. Она находится на месте протекания двух подземных рек, ввиду чего для строительства понадобились дополнительные опоры – ими выступают десятиметровые сваи.
Фото: trip-for-the-soul.ru
Фасад строения создан с упором на традиционное русское зодчество (особенно заметно в башне), а также барокко. Здание получило роскошное убранство - люстра высотой в 15 метров, изготовленная из бронзы, поражает своими размерами и помпезностью. Гостиница Ленинградская стала одним из самых ярких объектов активной критики сталинского ампира, которая началась после смерти вождя.
Высотка на Красных воротах
Здание высотой в 138 метров является единственной московской высоткой, в которой предусмотрен наземный вестибюль для входа в метро. Ключевой сложностью для архитекторов сталинского ампира при ее возведении было объединение в одном проекте небоскреба и станции метро.
Фото: sportishka.com
Дополнительные трудности возникали из-за водонасыщенных грунтовых слоев, что замораживались на период строительства посредством трубопровода, по которому пустили раствор хлористого кальция. Интересно и то, что постройка изначально возводилась с некоторым углом наклона, чтобы предотвратить смещение здания при пучении грунтовых пород.
Высотка на Баррикадной
Она также известна как Дом авиаторов, а также высотка на площади Восстания или на Кудринской площади. Она симметрична и состоит из нескольких секций, центральная из которых включает 33 этажа. Отличительной чертой постройки является большой стилобат, который облицован гранитом.
Стилобат – это верхняя поверхность цоколя, состоящего из нескольких ступеней.
Фото: bangkokbook.ru
Если обходить здание вокруг, то можно оказаться значительно ниже уровня, на котором находятся подъездные входы. Общая высота постройки составляет 156 метров.
Здание МИД
Оно известно, в первую очередь, своим шпилем, который “оброс” различными легендами и теориями. Изначально здание проектировалось и возводилось без него, однако в процессе строительства идею резко поменяли. Бытует мнение, что плоское завершение постройки не понравилось лично Сталину, из-за чего было решено внести коррективы.
Фото: vm.ru
На самом же деле до конца неизвестно, почему к уже практически готовой постройке решили добавить шпиль. Интересен и тот факт, что он изготовлен из металла, обладает небольшими габаритами и резко выделяется окраской на фоне остальной конструкции. Его специально делали как можно более легким, чтобы избежать излишней нагрузки на каркас.
В остальном же здание высотой в 176 метров имеет классический для сталинского ампира вид с симметричными сегментами и сложными фасадами.
Высотка на Котельнической набережной
Это жилое строение спроектировано Дмитрием Чечулиным, который был ответственным и за восьмую недостроенную высотку. Его боковые сегменты простираются вдоль Подгорской набережной реки Яуза, а также набережной Москвы-реки.
Фото: mackva.ru
Высотка украшена многочисленными рядами арок и статуями. Также предусмотрены небольшие башенки с витиеватыми конструкциями, которые свойственны готической архитектуре. В этом здании проживали известные деятели искусства, включая Роберта Рождественского, Людмилу Зыкину, Константина Паустовского.
Гостиница Украина
Эта высотка сдавалась последней. Первоначально планировалось возводить ее на Ленинградском шоссе, однако от идеи отказались и долго искали новое место. К моменту выбора оптимального расположения Сталин уже умер, и проект оказался под угрозой. Бытует мнение, что переубедить Хрущева в отказе от строительства помогло то, что название гостиницы поменяли с Дорогомиловской на Украину.
Фото: moskultura.ru
Гостиничный комплекс находится в центральном сегменте здания, а боковые отведены под жилые квартиры. Башни, которыми украшены боковые части постройки, созданы в виде снопов пшеницы. При создании проекта учитывались, в том числе, и каноны дворцовой архитектуры. Высота постройки вместе с внушительным шпилем – 206 метров.
Главное здание МГУ
Это самое высокое здание из подборки, которое доходит до уровня в 240 метров над землей. Примечательно, что восьмая, так и не начатая постройка, должна была быть еще выше. До 1997 года главный корпус МГУ оставался высочайшим зданием на территории Европы.
Фото: otzyvay.ru
Над проектом работали выдающиеся архитекторы, при этом состав группы разработчиков менялся из-за разногласий касательно места строительства. В фундаменте главного корпуса использовались инновационные на тот момент решения конструктора Николая Никитина, позволившие возвести огромное здание на местности со сложной грунтовой обстановкой.
Резюме
В Москве есть и немало других примеров сталинского ампира, однако представленные выше высотки – самые известные и выдающиеся. За относительно короткий промежуток времени в рамках рассматриваемого направления создано много интересных строений, которые привлекают внимание людей до сих пор.